Двуречие

Родина!
О моя безоглядная глушь,
Где, что ни день,
То с надеждою новой.
Где воздух носит
Всякую лицемерную чушь,
Но главное,
Чтобы — Державною мовой!

Русь исконная
Двуречным перезвоном дышит,
Сверкая
В сердцах — колоколами,
А то и просто вслух.
Шинель жандармскую
Нужда какая
Пялить
На любую
Из этих двух?

Ты можешь жизнь свою
Ни черта не беречь!
А можешь втиснуться в тень,
Если к стенке припЁрло.
Но
Звёзд
тот
дар,
Ту врождённую речь
Не выдрать!
Даже если
С языком
И горлом!

12 комментариев

  1. avatar

    levati

    По-маяковски, рублено, резко:
    С грязного дела сорвав покрывало
    Чтобы, свой зад отлепив от кресла,
    Жизнь не вальяжней, а лучше стала…

    Это не сложно, но кто же будет
    Сам из уключины рвать кормило?
    Объединяться, ведь, станут люди —
    В этом и есть двуязычья сила.

    Как же тогда будут верить охочим
    Слабою видеть Державу нашу?
    Станет заметнее, между прочим,
    Тех, кто мозги превращает в кашу.

    ***

    Смысл понятен, отчаянье — тоже
    В то, что сбудется верю едва ли.
    Стих же ярче светиться может
    Вы бы рифму подшлифовали.

  2. avatar

    zub

    Это — Ваш? Не верю! Хоть режте меня! Это совершенно не Ваш стиль. Ответ — сильный, даже очень. А на счет «рифму подшлифовали»… тут дело не в рифме. В четкой рифме иногда теряется выразительность особых моментов, как бы «сглаживается». Это скорее — рубленый стиль. Если читать четко, правильно, то всЁ становится на места и иначе быть не может. Иногда форма выражения достигает внутреннего крика, даже вопля. И если его вложить в классическую форму, получится смешно. А так — спасибо огромное, и всЁ равно не верю, что Ваше. :D :D :D Иначе тогда — разговор особый.

    • avatar

      levati

      Да ну, :oops: засмущали как школьницу.
      Моё! Вчера ночью ответ писал, чуть не стёр, но чудом сохранить удалось. Сегодня дошлифовывал.

      Просто, как уже говорил не единожды, Маяковский для меня не такой уж авторитет. За стиль рубленый, за строки заказные. Такой только в мегафон орать, а значит до масс дойдёт, а до души — вряд ли. Но он не бездарь — это бесспорно.

      Так что настраивайтесь на «особый разговор». 8)

  3. avatar

    zub

    Тааак!.. Уже руки потираю. :x :x :x Начну с конца. Последние две строки — особенно напомнили стиль… да что так стиль! — интонацию Маяковского, именно в самых лучших формах, наиболее ярких. Хотя с тем, что в конце сказано — я ну никак не согласен! Четкая рубленая ритмика, и всЁ на своих местах. Могу согласиться только с одним: первым нужно прочесть автору вслух, для ясности. Стих, как Вы понимаете, вызван неприязнью к назойливой украинизации всего живого вокруг, пряча за слащавенькой формой цинично-ехидно-людоедскую гримасу.
    Теперь возвращаемся к вашему ответу. Такое ощущение, что Вас «несло», при чем — одним махом. Конечно, после этого следуют шлифовки, переформирования… но это вторично, это можно делать всю жизнь. Хотя я лично — НИ ЕДИНОГО СЛОВА не изменил бы.
    Я был уверен, уверен на 100%, что это — не Ваше, а какая то малоизвестная классика. Теперь я попытался сравнить с другими Вашими вещами, и не смог сравнить.
    Абсолютно свободный ход образа! Без всяких натяжек и заусениц.
    Это даже не «плюс», это какой то здоровенный крест, в смысле удачи. Один из ваших лучших стихов. Хотя мой — по смыслу — конкретней о языках, и что за муть прячется за ними, а ваше — в более широком смысле. Но в то же время — в более размытом, общем, неконкретном. Впрочем, я бы, скорее всего, сам бы ответил в том же направлении.
    Теперь маленькая неясность ( может я просто не в курсе): у кормила — тоже уключины? или может что другое? Я знаю, что уключины — для весел. Вроде КЛЮЧИЦ на плечах — однокоренное и в общем однозначное слово. Я просто не знаю. Если проблема, то слово «уключины» можно заменить на более общее — «крепления» или что то подобное. Ну это — мелочи.
    Я хочу сказать, что этот стиль, хотя Вы сами того не подозреваете, Вам удался невероятно! И теперь я хочу, чтоб Вы поняли мою мысль: стиль, то есть форма выражения — значения не имеет.
    Она только помогает донести мысли и выразить чувства. И мне так кажется, что Вам стоит отбросить границы и всякие мерки, когда пишете. А то Вам не нравится Маяковский, Вы и стараетесь как он не писать. Да плюньте Вы в его сторону! И другой раз пишите в подобном ему стиле, не задумываясь ни над формой, ни еще больше — над авторитетом — любимым или пусть даже нелюбимым.
    Кстати, приведу еще из Маяковского, которого со школы терпеть не мог.
    Есть у него «Облако в штанах», кажется.
    В конце:

    «Небо, снимите шляпу!
    Я иду! — Глухо.
    Небо спит, положив на лапу
    С когтями звЁзд
    Огромное ухо.»

    Не стану даже перечитывать написанное. А то, если неубедительно — тогда сотру. После пожалею.

    • avatar

      levati

      Снова мы об одном и том же — только каждый своими словами. :)
      Если предположить, что рифма имеет свои чёткие образы, не просто род, размер и точность, а ассоциативный образ — то каждый стих — это дом мысли поэта.
      Один лепит похожие, будто железобетонные кварталы спальных районов, у другого — каждый дом — вызов стихии времени, третьему вообще наплевать на то, в чём его мысль жить будет.

      Стихи Маяковского — дома из кубиков. Каждый осмыслен, сложен с завидным остроумием и абсолютно не пригоден для жизни.
      Ответом на Ваше стихотворение я лишь постарался показать насколько прост подход Владимира Владимировича к повторению. Спасибо, что понравилось, возможно это и вправду стоит внимания…

      Что же до Есенина — его стихи, то походят на сельскую избу, которую вычистили к празднику, нарядили чем могли и ждут гостей; то напоминают ярмарку — не один шатёр ,а целый городок ярмарочный: цветасто, легко и весело. Но общего в них — это аккуратность и лёгкость рифмы; не вычурная, а простая и понятная чистота образа. Даже задумчиво-грустные строки на удивление светлы, что уж говорить о хулиганско-задиристых.

      Следуя Вашему совету не буду замыкаться в рамках стиля, тем более, что тесно в них, хотя бы хокку возьмите для примера… А вот от прочтения стихов хочу чтобы у читателя оставалось ощущение продуманности и комфорта, как от посещения уютного дома. Вслед за этим появится желание вернуться и перечитать, а там, глядишь, и до мысли дело дойдёт.

      А кормило, то есть рулевое весло, сейчас, понятно, даже на байдарках крепится надёжнее, а раньше, на утлых лодочках — в уключину ставилось. Только шип в него дополнительный забивался, чтобы когда из руки вырвет не улетело далеко.

  4. avatar

    zub

    На счет уключины… если Вы знаете — нет вопроса, Вам видней. Просто я был не уверен, потому и предложил обратить внимание. Ну а как на счет «облака в штанах» Маяковского? Кстати, облако, насколько помню — человеческий образ. Это ранний Маяковский, но уже поздний футуризм. Ну а насчет Есенина…
    Так я Вас сейчас с костями проглочу! А «ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»?!!!
    Сейчас попробую по памяти…

    Друг мой, друг мой,
    Я очень и очень болен.
    Сам не знаю,
    Откуда взялась эта боль.
    То ли ветер свистит
    Над пустым и безлюдным полем,
    Толь как рощу в сентябрь
    Осыпает мозги алкоголь…
    Голова моя машет ушами,
    Как крыльями птица…

    и т.д.

    И в середине, к примеру:
    Ночь морозная,
    Тих покой перекрестка,
    Я один у дороги,
    Ни гостя, ни друга не жду.
    Вся дорога укрыта
    Сыпучей и мягкой известкой
    И деревья, как всадники,
    Съехались
    В нашем саду.

    Совершенно разные стили, и причем в одном стихотворении. Перечтите, сами увидите! А уж о образе светлой хаты или веселого ярмарка тут и говорить впустую. А ведь это одна из его вершин, если не сам пик творчества.
    Прерываюсь, срочно отбирают комп.

    • avatar

      levati

      Что ж, давайте и про поэмы поговорим…
      Дату создания напомнить? С 1923 по 14 ноября 1925. А дату смерти, надеюсь, Вы и сами вспомните — 28 декабря того же 1925 года.

      Знаете, как это — чувствовать, что скоро тебя не станет и пытаться рассказать в стихах о том, о чём никому не в состоянии исповедоваться устно?
      Нет, не знаете.
      Потому, что часам, отсчитывающим Вашу жизнь, не пытались перевести стрелки на много часов вперед.

      Что до поэмы, то образа светлее, чем в словах:

      «В грозы, в бури,
      В житейскую стынь,
      При тяжелых утратах
      И когда тебе грустно,
      Казаться улыбчивым и простым —
      Самое высшее в мире искусство»

      я не знаю. Это не то, что светлая хата — это заповедь настоящего поэта.
      Так что, не выйдет у Вас меня с костями проглотить.

      • avatar

        zub

        Выйдет, выйдет! Складывал он «черного человека» по частям, а части эти у него давно, годами в голове сами складывались. И только прячась в психушке он нашел время сложить их воедино. А чувство смерти, что Вы чувствуете в его стихах — обычное состояние людей с определенным складом психики. Это то же чувство осени, когда хочется передать всЁ что откладывал и с полной мерой, и чтоб успеть. Думал ли Есенин тогда о реальной смерти? Да не поверю! Иначе бы не лечился и от смерти не прятался бы, что в некоторые моменты ожидала его за воротами той же больницы. А тема смерти тянулась за ним и до этого долгое время. И мне всЁ же кажется что он умер не по своей воле.
        А привел я разные строки, прежде всего, чтобы указать на разные стили в одном произведении. Вобщем, говорить можно долго и разного на эту тему. А после — или комп опять сын отберет, потому как ему заниматься, или работа навалится. А надо еще успеть сказать другое-третее.

        • avatar

          levati

          В любом стихотворении, как и в жизни вообще, каждый слышит только то, что хочет слышать. Потому, если есть созвучный мотив — всё, ситуация подходит, а диагноз — подтверждается.

          Мне света хочется, потому светлого хватает и в самой разнузданной есенинской теме; а то, что его стихи уху приятны, я попытался в метафору облечь, да видно плоховато вышло.
          И Бог с ним. Попытался, ведь. :oops:

          • avatar

            zub

            Конечно Вы правы. Я еще так же воспринимал Есенина в вашем возрасте. Только после начал видеть его другим и его поэзию другой. Это — не Свет сам по себе. Это — скорее нервозное отчаяние, забытьЁ от которого и даже спасение от которого, бегство своего рода — туда, к Свету, к его Богу, к простоте и принятности деревенской жизни, к сомнительной увлекательности Городом. Но темная сторона его натуры накинула таки разбойничий кафтанчик того времени и пошла в разнос. Свет медленно стал уходить от него. И он остался без защиты. Не люблю понятия «возростное восприятие», когда безапеляционно, не поспоришь. Но то я и называю настоящей удачей в литературе, когда результат — неоднозначное восприятие, обьемное, вквозьвременное, а не какое то плоское, бесспорное и цветом в единый тон.

          • avatar

            levati

            Удача — это когда перломляешь свет сквозь себя, а не просто обводишь контуры на бумаге. Я Вас понял.

          • avatar

            zub

            Понять — не означает согласиться. Главное — задуматься, прочувствовать что то. Тогда — не зря. Удача, Бог и прочее — можно только чувствовать, словами не обьяснишь. У кого то… Тютчева (или Фета?)… есть одна строчка: «Мысль изреченная есть ложь.» Вот Вы меня поняли, а я иногда сам себя не понимаю. Заметаются мысли в круговерти, что там обьяснишь? А передашь мысли через ощущения, и тогда понятно С ПОЛУСЛОВА, с многоточия, если только верно попал в точку, не солгал сам себе.