Горные записки бюрократа

Карта нашего похода
Смотреть полную версию карты на Фламбер.ру

Помнится, в студенческие годы я сходил в “пешеходку” из Большого каньона в Ялту и с тех пор мне казалось, что теперь я могу называться туристом. И когда досужие люди спрашивали меня о походе, то рассказ изобиловал прелестями виденной природы, чудесами крепкой дружбы и взаимопомощи. Со временем стёрлись негативные переживания и, спустя десять лет, я с радостью откликнулся на предложение сходить в поход. Теперь уже первой категории сложности, а не прогулочный, как раньше. Первый, значит самый простой. Зарегистрировались в КСС официально, разложили в рюкзаки продукты, встретились на Южном вокзале – и в Крым. Со мной поехала гитара и палатка у меня была на одного, так что от зеркальника пришлось отказаться – и так около 30 килограмм в рюкзаке было. Взял мыльницу.

День первый

До Ангарского перевала из Симферополя доехали на троллейбусе и сразу начали штурмовать горную тропинку. Поначалу взяли левее маршрута, но зато увидели Южную Демерджи с интересного ракурса. После перекуса на поляне начался подъём в гору. И тут я понял, что будет трудно… Где-то на двух третях пути судорога стала схватывать ноги, в результате выбраться мне помогал Руслан, отбуксировавший мой рюкзак. Мало того, что в его глазах явно читалось разочарование, мне и самому было жутко неловко оттого, что все сильно затормозились. Поэтому, взобравшись на седловину Демерджи, я сам вызвался охранять рюкзаки, чтобы дать возможность ребятам сходить на пик Южного Демерджи налегке. Ноги “отпустило” и я решил, что больше меня в этом походе буксирить никто не будет. Пусть медленнее, но сам. Ровный ветер быстро высушил мокрую спину и пришлось доставать свитер, дожидаясь, пока вернутся остальные. Мобильник отказался включаться. На водопад Джурла пришли под сумерки. Хоть и не хотел, сходил выкупаться. Стало немного легче. Песни у костра пелись невеселые. Еле заснул.

День второй

Полный нокаут. Изрядно одряхлевшее в офисе тело никак не хочет просыпаться, ноги – сгинаться, голова – соображать. Как следствие – потерял подсумок с фонариком, ножом и зажигалкой.  Но идётся легче! По пути были красивые виды: с горы Шан-Кая и с гряды неподалёку от горы Босна. До водопада Джур-джур дошли ровно и выкупались почти не чувствуя холода воды. По пути дважды полоскали в родниках панамы, которые высыхали на голове. А за Джур-джуром начался серьёзный подъём на Ай-Алексий. Дважды чувствовал, что засыпаю, стоит только остановиться, но добрёл. Даже есть не хотелось. Продремал полчаса – полегчало. Оказалось, что мы поднимались как раз в то время, когда на работе ПЕРЕРЫВ. И тело просто требовало обеда. Пока усталость не взяла верх над голодом. Ближе к запланированной стоянке на источнике Нефан-Узень стали саднить мозоли на ногах. На плато нас накрыло облаками. Интересно наблюдать, когда стоишь выше уровня облаков, за тем, как ватной шапкой затягивает побережье внизу. После купания в источнике и ужина пели с бОльшим воодушевлением. Спал спокойнее.

День третий

Чувствую, будто встал босыми ногами на доску с гвоздями. Сегодня поднимаемся на Караби. Подъём по ощущениям градусов 50 метров 700. Залез, как обычно, последним. На плато палит солнце, но порывистый холодный ветер сдувает жар с тела и пить почти не хочется. По пути набрели на ледничок, обтёрлись снегом. Поразительное соседство льда и выгоревшей травы. Кстати, сон-трава тоже торчит в виде гербариев. По краю плато открываются красивые виды на побережье, но боюсь, что тонкую границу между небом и морем плёнка не уловит… Ноги после каждой остановки учатся ходить заново. С Малых ворот долго кружим по заброшенным тропкам без маркировки и, не без помощи одинокого туриста, спускаемся-таки на Вересь-чокрак (вроде как родник, хотя чем “чокрак” от “узеня” отличается я так и не понял). В переходе обгорели правая рука и нога, что почувствовалось возле костра. Жжет несильно, но ощутимо. Водные процедуры, ужин, гитара, песни от души… Спать упали часов в десять. Уснул мгновенно.

День четвертый

Переход будет коротким. По карте, по крайней мере. Родники есть, дальше идём почти вдоль реки Кок-Асан. Про ноги ничего писать не буду. Просто болят. На поляне (турстоянка Нижний Кок-Асан) встретили группу туристов из Крыма. Они приехали на микроавтобусе налегке с фотоаппаратами. Рассказали им куда они попали и откуда пришли мы. До Павло-чокрака дошли к полудню, несмотря на рельеф. Там встретили “отчаливающую” группу из Луганска, которая просто гуляла в окрестностях уже третью неделю. Похоже, что именно они и есть аборигены этих мест. Карта у них – супер. Куплю себе такую. За ними заняли стоянку, на которой я с Костей Ширяевым остались на хозяйстве, а остальные с пустым рюкзаком двинулись к “цивилизации” за припасами. Нас догнали крымчане, опять расспрашивали куда им идти дальше. Удивились, когда узнали, что мы из Харькова.
“Гонцы” бегали четыре часа, как потом вычислили по карте – на 12 километров… Красивый маршрут был, но я еле хромаю, поэтому осталось только позавидовать. Ужин был отменным, “горючее” – обильным. Не знаю уже чего больше пугались комары: перегара или тлеющих вонючек RAID, но мы комфортно и душевно “посидели” до полуночи. Как заснул – не помню, хотя пил немного.

День пятый

Луганчане нас предупредили, что подъём на гору Скирда нам предстоит “противный”. Наверное, колючий кустарник имели ввиду. По горелым руке и ноге – не передаваемо! Кстати, НОГИ НЕ БОЛЯТ. Припухла обгорелая рука, но в целом настроение гораздо лучше. Пролезли. С гряды вид тоже был отменный, но облака портили весь пейзаж. По пути нашли памятник крымским партизанам. Написали отзыв в тетрадке на дереве. Кстати, сегодня я узнал, что в КСС наша группа имеет номер 13. Символично, если учесть, что маршрут расчитан на девять дней, а у нас – шесть. Черти, одно слово.
По пути опять попались луганчане. До конца нашего пребывания в Крыму с ними мы пересеклись еще трижды, но уже в Судаке.
С утра намечали дойти до турстоянки Ворон. Когда дошли, решили сократить время на завтра и продвинуться до Маски. Это дальше километров на пять, но зато завтра будет легче. Стоянка, похоже, самая плохая из всего похода. И вода хуже, чем на “чокраках”, и клещей много… Может просто устали? Даже песен не пели…

День шестой

Сегодня мы выходим на Лесное. Это – цивилизация! Спуск не хуже подъёма на Демерджи, разница только в том, что дорога размыта – местами УРАЛ застрянет. Прошли мимо Ай-Серез, обогнули Чатал-Кайя (по карте написано, что гора Кошка, но со мной потом спорил кто-то, что Кошка не там, так что, утверждать не стану). Виды красивые, но однообразные. В Лесном были к полудню, навалились на местный магазинчик, ребята напились пива, я сперва наелся мороженого, а потом присоединился к ним, и жизнь снова засверкала яркими красками.
Дальше был автобус на Судак, гостеприимные Коля и его женя Саша, приютившие нас с рюкзаками у себя… Море, солнце, знойные барышни, за один кадр до которых целомудренно закончилась последняя плёнка в фотоаппарате, вино – и обратный путь в Харьков…

А от судакского загара я облазил уже в командировке в Комсомольске полтавской области…

Подводя итог путешествию, хочу сказать, что, крымские горы – не место для самоутверждения или самобичевания. Там просто КРАСИВО, но до красоты, порой, очень ТЯЖЕЛО дойти. И всё-таки, она того стОит.

PS: Фотографии выкладываю на Фламбере и в этот пост монтирую ссылками, но работа движется медленнее, чем хотелось бы. Заглядывайте сюда, чтобы увидеть последние опубликованные фото.

3 комментария

1. avatar

Algol

Вроде бы гора Кошка находится за Ялтой в сторону Фороса.

• avatar

levati

Дабы не спорить — прилепил карту с некоторыми фотками в дополнение к рассказу и маршрутом для наглядности.

2. avatar

Что-то стопорнулся у меня процесс иллюстрирования статьи… Уже три дня никаких добавлений на Фламбер :(