Композиторы и компьютер

Композиторы и компьютер
Композиторы и компьютер

Исполнитель песен, каким бы он ни был талантливым и трудолюбивым, в первую очередь зависит от своего репертуара. Певцы и певицы зарабатывающие своими шоу, а не голосами, в эту категорию могут и не вписываться – речь о настоящих произведениях, одинаково выигрышно смотрящихся на эстраде и в оркестровом исполнении.

Сочинить текст, подобрать подходящую мелодию и наиграть её на гитаре или фортепиано – это далеко не всё, что нужно для успеха. Барды в далёкие шестидесятые добивались признания глубиной и проникновенностью текстов, сейчас же в первую очередь музыка должна быть не только запоминающейся, но и красиво оформленной.
И программ-помощников в этом у композитора-аранжировщика, работающего на компьютере, великое множество. Чему отдать предпочтение?

Насколько музыка исполнителей отличается от музыки композиторов?
То, что мы слышим по радио и телевизору настолько же далеко от первых нот лейтмотива рождающейся мелодии, как расстояние между границами городов на карте и под колёсами автомобиля. Об этом не понаслышке знают мастера аранжировки звука, и интервью одного из них, Александра Васильевича Михайлова (MikhailoFF Alexander), я с удовольствием сегодня Вам представляю.

levati
Здравствуй, Саша! Для сочинения музыки “с нуля” используют midi-формат, поскольку в нём ноты компактны и проигрываются практически без искажений. Что бы ты порекомендовал для создания канвы музыки: синтезатор(midi-клавиатуру) или нотный редактор? С какими midi-записями секвенсор по-твоему справляется корректнее?

M. A.
Здравствуй, Валера. Для написания музыки я бы порекомендовал аппаратный синтезатор, пусть старенький, но профессиональный или полупрофессиональный, такой сейчас можно приобрести за вполне разумные деньги, и, конечно же, Cakewalk Sonar – лучше midi-редактора, по-моему, нет. Нотный редактор, для серьёзных аранжировок не годится.

levati
А почему такие предубеждения насчёт нотных редакторов? Были случаи некорректной работы с midi, импортированными из них? Насколько я знаю, программы Sibelius и Finale позволяют получить достаточно приличные партитуры не только на бумаге, но и в midi-представлении. Правда при экспорте теряются знаки альтерации, некоторые управляющие каналы в партиях… Но, ведь этому можно помочь уже из Sonar-а?

M. A.
Откуда будет экспортирован midi не принципиально для современных стилей, как, в прочем, и для любой музыки. Midi – формат универсальный и редактируемый, и всё-таки, в домашних студиях чаще встречаются не нотные редакторы, а клавиатура, преимущественно синтезатор (рабочая станция не в счёт – дорого стоит даже б/у), ну и конечно же секвенсор – в моём случае Sonar…

Нажимая на клавиши ты слышишь звук, выбирая звуки и исполняя определённые секвенции на клавиатуре рождается мелодия, потом тема, потом песня…. Людей, которые пишут музыку нотами, не так уж много, поэтому новичкам работать с нотными редакторами несколько тяжелее, чем на слух с синтезатором 🙂

levati
Нам, любителям, сложно собрать дорогую студию для обработки звука, потому советы профессионалов, работающих на суперсовременных компьютерах полный рабочий день помогут мало. Увлечению отдаются редкие свободные минуты, да и техника наша попроще. 🙁
Есть ли какие-то рекомендации по выбору программ для аранжировки и сведения звука? Предположим, что формат файла для обработки – midi, а выходной – wave.

M. A.
Установить на компьютер потребуется не так уж и много: Cakewalk Sonar и FL Studio вот и весь набор 🙂 .
Некоторые аранжировщики используют много разнообразных программ, устанавливают VST-плагины и прочие утилиты, но я всё делаю в этих двух программах…

levati
Опиши способ объединения Cakewalk Sonar и FL Studio в одну систему.

M. A.
Если в двух словах, то и FL Studio и Sonar могут работать по протоколу Re-Wire, это когда “аппаратная часть” виртуальных устройств объединяется с помощью виртуальных проводов и по midi, и по аудиоканалам .
Sonar – основной midi-аудио секвенсор, в нём удобнее всего делать синхронизацию, а FL Studio я применяю в качестве синтезатора-сэмплера, и эффект-процессора. Вот и всё 🙂

levati
Вполне доступно. И, в завершении интервью, твои пожелания для новичков.

M. A.
Не бояться экспериментов, находить время для любимого дела и почаще интересоваться новинками.

levati
Спасибо, Саша. Надеюсь, материал оказался интересным и полезным.

PS: Интересно было бы увидеть великого композитора, того же Петра Ильича Чайковского, за синтезатором или за программой нотного набора 😉 . Возможности для творчества выросли невероятно, осталось только дождаться музыки, которая станет классической.

Успехов Вам и творческого вдохновения.